Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека
Миссия школы
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках первой ступени:
1 ступень - начальные классы;
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.
Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
- школа воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы определяет личностно-ориентированную концепцию образования.
Система личностно-ориентированного образования в адаптативной школе должна состоять из следующих подсистем:
№ п.п. |
Система личностно – ориентированного образования |
|
1. |
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
Психологическая служба |
2. |
Классно-урочные занятия |
Программа воспитания |
3. |
Занятия по выбору учащихся |
Программа воспитания |
4. |
Самообразование |
Программа воспитания |
5. |
Клубная (внеурочная) работа школы |
Программа воспитания |
6. |
Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление: ДО «Россичи» |
Программа воспитания |
7. |
Трудовая деятельность |
Социальная служба |
8. |
Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка. |
Социальная служба |
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны
не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
- отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
- поиск новых форм наполнения содержанием учебного процесса;
- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы;
- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);
- активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптималь-ное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты школы
личностно-ориентированного обучения
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
1 ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения – Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и УМК «Школа 2100»;, «Гармония» - 4-летнее образование; пропедевтические курсы.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы
I этап – (2004-2005 гг.) -составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
II этап (2005-2006 гг.) - практический - корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса.
III этап (2006-2007 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
Модельное представление школы.
На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:
Модель работы школы |
||
Ступени образования |
Начальная школа 6,5 - 10 лет |
|
Содержание образования
|
Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента - математика - окружающий мир - русский язык - история - музыка - трудовое обучение, ИЗО - физическая культура - ритмика - иностранный язык - информатика |
|
Особенности организации работы школы
|
Уроки развивающего обучения: Работа по системе Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова, УМК «Школа 2100»; «Гармония»; «Планета знаний» «Школа России» |
|
Региональный компонент: Окружающий мир «Родные просторы» Школьный компонент: Риторика Логика Шахматный урок |
||
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:
- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для
учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а) способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:
1. Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
Перспективная модель работы школы
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
- базисные учебные предметы;
- спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
- дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, родители выбирают траекторию образования.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов средств организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
1 год:
- создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;
- содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
- учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
- постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
- развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
2 год:
- учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
- усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи отношения, овладе-вать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;
- развитие навыков систематизации, классификации, обобщения конкретизации (учатся мыслить);
составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;
- умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
- сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.
- конкретизация познавательных интересов учащихся;
- групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
3 год:
- учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обоб-щения и абстрагирования, причинного объяснения
явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять аналогии;
- у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, и вся система интересов относится к ней;
- формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством лич-ности, выступает, как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в основной школе.
4 год:
- формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
- качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;
- повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;
- внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения
предметов;
- активное участие в ОЭР;
- дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.
Схема 2
Перспективная модель развития школы (к 2009 г.)
Начальная школа |
|
Педагогический коллектив |
Базовые предметы
1.Система развивающего обучения и воспитания. 2.Пропедевческие курсы. 3.Нравственно-эстети-ческие программы. 4.Творческие мастерские. 5.НОТ учащихся. 6.Предметные кружки. 7.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий |
1.Групповые занятия (коррекционно-развивающие). 2.Новые УМК.
Творческие группы.
4.Предметные кружки и факультативы. 5.Библиотечно-библи-ографические уроки. 6.Спортивные секции И ОФП |
|
«Уча, учись!» 1.Самообразование. 2.КПК 3.Школа молодого специалиста. 4.Мастер-классы. 5.Участие в научной работе. 6.Психологическое сопровождение УВП. 7.Проблемные группы |
Общеучебные навыки + прочные знания + НОТ + глубокий интерес —> стремление к познанию. |
|
Углубленное изучение проблемы + исследовательская работа + научная деятельность. |
1.Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках психолого-педагогического сопровождения. 2.Организация социокультурного пространства ОУ. |
Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека
Работа сайта организована при поддержке компании RU-CENTER