Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека

 

Миссия школы

Здоровьесбережение

Награды и достижения

Дополнительное образование

 

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках первой ступени:

1 ступень - начальные классы;

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

   - природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

       Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

   - особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

   - социальная среда, в которой живет и развивается человек.

       Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

   - школа воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

       Решение этой проблемы  определяет  личностно-ориентированную концепцию образования.

Система  личностно-ориентированного образования в адаптативной школе должна состоять из следующих подсистем:

п.п.

 

Система личностно – ориентированного образования

 

 

1.

 

Психолого-педагогическое сопровождение развития           ребенка

Психологическая служба

2.

Классно-урочные занятия

Программа воспитания

3.

Занятия по выбору учащихся

Программа воспитания

4.

Самообразование

Программа воспитания

5.

Клубная (внеурочная) работа школы

Программа воспитания

6.

Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление: ДО «Россичи»

Программа воспитания

7.

Трудовая деятельность

Социальная служба

8.

Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка.

Социальная служба

          Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

       Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны

не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

       - отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

       - обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

      - создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

      - повышение роли образования в воспитании личности;

      - обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

Задачи:

       - поиск новых форм наполнения содержанием  учебного  процесса;

       - поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы;

       - определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

       - активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

       - совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

       - совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

      - более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптималь-ное использование возможностей.

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

     - гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

    - преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Перспективы и ожидаемые результаты школы

личностно-ориентированного обучения

         Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

        1 ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения – Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и УМК «Школа 2100»;, «Гармония»  -  4-летнее образование; пропедевтические курсы.

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы

         I этап – (2004-2005 гг.) -составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

        II этап (2005-2006 гг.) - практический - корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса.

       III этап (2006-2007 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

Модельное представление школы.

      На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:

Модель работы школы

Ступени образования

Начальная школа  6,5 - 10 лет

 

Содержание образования

 

Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента

- математика

- окружающий мир

- русский язык

- история

- музыка

- трудовое обучение, ИЗО

- физическая культура

- ритмика

- иностранный язык

- информатика

 

 

 

Особенности организации

работы школы

 

Уроки развивающего обучения:

Работа по системе Л.В. Занкова,

Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова,

УМК «Школа 2100»; «Гармония»; «Планета знаний»

«Школа России»

Региональный  компонент:

Окружающий мир «Родные просторы»

Школьный компонент:

Риторика

Логика

Шахматный урок

     

        В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

        - способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

       - пробуждает деятельностное начало, пронизывающее  все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для

учителя, так и для ученика.

       Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

       а) способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

       б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

        Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:

         1. Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

        2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

        3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

        4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

Перспективная модель работы школы

        Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

       - базисные учебные предметы;

       - спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);

       - дополнительное образование.

       Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив  делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

       Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, родители  выбирают траекторию образования.

       С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов средств организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат.

         1 год:

       - создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

       - содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

       - учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

        - постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;

        - развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

        2 год:

       - учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

       -  усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи отношения, овладе-вать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

       - развитие навыков систематизации, классификации, обобщения конкретизации (учатся мыслить);

      составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

      - умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

         - сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.

         - конкретизация познавательных интересов учащихся;

         - групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

         3 год:

      - учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обоб-щения и абстрагирования, причинного объяснения

 явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять аналогии;

      -  у  учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов,  и вся система интересов относится к ней;

      - формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством лич-ности, выступает, как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

      - интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в основной школе.

            4 год:

      - формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

      - качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;

      - повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

     - внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения

предметов;

    - активное участие в ОЭР;

    - дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.

Схема 2

Перспективная модель развития школы (к 2009 г.)

Начальная школа

 

Педагогический коллектив

 

Базовые предметы

 

 1.Система развивающего обучения и воспитания.

2.Пропедевческие

курсы.

3.Нравственно-эстети-ческие программы.

4.Творческие мастерские.

5.НОТ учащихся.

6.Предметные кружки.

7.Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

  1.Групповые занятия

(коррекционно-развивающие).

2.Новые УМК.

 

Творческие группы.

 

4.Предметные кружки и факультативы.

5.Библиотечно-библи-ографические уроки.

6.Спортивные секции

   И ОФП

 

«Уча, учись!»

 1.Самообразование.

 2.КПК

 3.Школа молодого специалиста.

 4.Мастер-классы.

 5.Участие в научной работе.

 6.Психологическое сопровождение УВП.

7.Проблемные группы

 

Общеучебные навыки + прочные знания +

НОТ + глубокий интерес —> стремление к познанию.

 

 

Углубленное изучение проблемы +

исследовательская работа + научная деятельность.

 

1.Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках психолого-педагогического сопровождения.

2.Организация социокультурного пространства ОУ.

Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека

Работа сайта организована при поддержке компании RU-CENTER