Психологическая служба

Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека

Для педагогов

Для родителей

Игры и упражнения

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

        Основа - авторская модель организации психологической службы в школе.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

Задачи:

          1. Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.

          2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

          3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

         Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:

- школьная прикладная психодиагностика;

- развивающая и психокоррекционная деятельность;

- консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей;

- социально-диспетчерская деятельность.

         Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспи-тательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Основные циклы сопровождения:

- прием в 1-й класс;

- адаптация в начальном звене школы;

- переход в среднее звено;

Алгоритм работы в данном цикле:

1. Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

2. Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).

3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагнос-

    тика).

4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

5. Проведение психолого-педагогического консилиума.

6. Реализация решений консилиума.

7. Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Этапы внедрения модели в школьную практику

1-й этап - подготовительный (2005/06 учебный год):

- знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;

- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную

   практику идеи психолого-педагогического сопровождения.

- соотнесение психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника с

  основополагающими требованиями, разработанными в научной психолого-педагогической

  литературе.

2-й этап - практический (2006-2007 гг.):

- введение   в   школьную   практику   проведения   психолого-педагогических консилиумов,

   отработка навыка ведения консилиума;

- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;

- постепенное введение в школьную практику основных циклов сопровождения (по два

   цикла в год).

3-й этап - обобщающий (2007-2008 гг.):

- обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой

   работы;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

         Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

         Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

         В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности.

         В настоящее время в области воспитания существует много проблем.

Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

         В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

        Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей,  школы.

         Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания:

личность

Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

Конкурентноспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое

место в обществе.

Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.

Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.

Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Знающий психологические основы общения.

Имеющий развитое  чувство эстетической меры.                   

Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы.         

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса

          Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

          Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

         Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

        Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми.  Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

      Четвертый принцип - самосознание личности или отношение личности к самой себе-

       Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

       Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

        - развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

       - интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

       -  защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, о переживание, взаимопонимание;

        -  корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;

       - компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развит коммуникабельности, обеспечивающей успешность совмести деятельности детей и взрослых;

      - управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

      Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.

2. Целевой блок

           Целевая направленность школы - формирование личности, способной к творчес-кому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельное.

Задачи:

           Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов  интеллект-уального развития ребенка, профессионального роста педагога.

          Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участ-ников учебно-воспитательного процесса.

          Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика так и учителя.

          Создание ученического самоуправления.

          Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструк-тивного общения, социализации, социальной адаптации творческого развития каждого ученика.

3. Содержание воспитательной работы

        В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

         - познавательная деятельность, расширяющая  кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

        -  художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению;

        -  спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

        - трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

       - ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

       - общественная деятельность, формирующая активную гражданскую  позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

       - свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

 

Главная Учительская Логопункт Психологическая служба Миссия школы Библиотека

Работа сайта организована при поддержке компании RU-CENTER