Психологическая служба.
Страничка Для
Родителей
Главная
Учительская Логопункт
Психологическая служба
Миссия школы Библиотека
Как посчитать, что мы отдаем друг другу и что
получаем взамен
Анатолий Берштейн
Газета
"Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", №
86/2005.
Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
О чем думают родители, когда их ребенок еще
маленький? В первую очередь о том, что же они могут и должны ему
дать. О чем думают родители, когда их дети вырастают? О том, что
теперь могут дать им дети. И вопрос чаще всего не в корысти, а в
справедливости.
Простой арифметический подсчет неутешителен: отдаем мы почти
все, а получаем значительно меньше. Но так ли это на самом деле?
Ведь можно считать и по-другому, учитывая и то удовольствие, что
мы испытывали, когда отдавали, и те радости, которые дети дарили
нам взрослея.
«Когда же ты поумнеешь?» – упрекают родители детей, когда устают
от их шалостей. Почему они никогда не спрашивают: «Когда же ты
станешь сердечнее?..»
Все люди – выросшие дети. Но кто-то в одном, а кто-то в другом
так и недобрал опыта для зрелости. И то, что называется
инфантильностью, можно считать печатью детства на каждой
взрослой душе. И от того, как детство аукнется в человеке, как
скоро оно растворится или выветрится, во многом зависит, как
сложится его судьба, какими будут его поступки, насколько опасна
или благородна будет их природа.
Все люди – кентавры. То есть полувзрослые-полудети. Взрослый
ребенок любит, чтобы о нем заботились, капризничает, не
приспособлен к быту и не хочет приспосабливаться. Делает, что
хочет, а не что надо.
Взрослый подросток всю жизнь самоутверждается, его амбиции
всегда неадекватны возможностям, он все хочет сделать сам,
любит, когда его хвалят. А правду не любит.
Взрослый юноша всегда созерцателен, романтичен, рефлексивен,
меланхоличен и чуть снисходителен. Его высокомерие, идеализация
собственного Я, своих мыслей и образа жизни – главные признаки
отсутствия взрослости.
Как-то знакомая сказала после шоу Вячеслава Полунина: это
детская непосредственность при взрослом взгляде на жизнь.
Взрослый взгляд на жизнь – это совестливый взгляд и ничего
больше. У детей совесть ленится, ей много позволяют – мол,
успеет еще потрудиться, пусть побалуется. Вся жизнь человека –
это пробуждение совести. И если она так и останется на уровне
детской – не до конца проснувшейся, то человек и вырастет
инфантильным. Но это будет не милый ребенок, а инфант-терибль, у
которого социальный, предприимчивый ум взрослого и совесть
младенца – черствая, парализованная.
Не боритесь с детьми, только с их недостатками. Что бы ни
произошло, что бы ни сделал ваш ребенок, не отворачивайтесь.
Если он украл, не кричите: «вор!», если совершил подлость, не
кричите: «подлец!». Вообще не кричите и не клеймите.
В заповедях сказано: почитай мать и отца своего, но ничего не
сказано о родительском долге перед детьми. Странно. Конечно,
детская благодарность за рождение и воспитание предусматривает
как само собой разумеющееся детское послушание, а также заботу о
родителях в старости. Но почему специально ничего не говорится о
родительской ответственности?
Часто можно слышать: если ты это сделаешь, ты мне не сын (дочь).
А ведь рыцарь должен быть уверен в сюзерене. И только Папа
римский может отлучить. |